16.01.2013 в 11:31
Пишет айронмайденовский:Про канон и фандом ОЭ (попытка обзора)
Если взглянуть на наш маленький, но храбрый фандом с высоты птичьего полёта, то обнаружится, что у него есть своя специфика. Конечно, она есть у каждого фандома, но мне захотелось выяснить, чем отличается ОЭ-сообщество. Как относительный новичок, я могу заметить несколько вещей.
URL записиЕсли взглянуть на наш маленький, но храбрый фандом с высоты птичьего полёта, то обнаружится, что у него есть своя специфика. Конечно, она есть у каждого фандома, но мне захотелось выяснить, чем отличается ОЭ-сообщество. Как относительный новичок, я могу заметить несколько вещей.
читать дальше
2. Нам всё трын-трава. Да, именно трын и именно трава . Потому что я раньше не предполагал, что автор может так относиться к своим читателям. Сначала я думал, что хай не всеобщий, потом выяснил, что большая часть фандома чувствует себя оплёванной (если нет, поправьте: я признаю, что, возможно, опрометчиво говорю за всех). После новогоднего спойлера я как филолог, автор собственного оригинального текста и логик по типу мышления был в шоке. Итак, что остаётся читателям, чувство гармонии которых попрано беспощадным образом? Литературоведы говорят, что для того, чтобы показать ужасы войны, Роулинг было необязательно убивать столько народу. А у неё счёт трупам идёт всего на несколько десятков. В ОЭ — на тысячи. Захват тьмой всего мира и полный неадекват? У Профессора ситуация была хуже и враг вполне материален, но отчего-то читая Властелина не хочется плеваться. Ни у Роулинг, ни у Толкиена нет смертей просто так, походя, — герои живут, они личности, их гибель трагедия, отдающаяся во всём созданном мире. А противопоставление их безликой толпе и вовсе немыслимо. Когда-то Леонида Андреева за Красный смех осмеяли люди, которые имели опыт боевых действий. Осмеяли именно за то, что он не учёл способность человеческой психики защищаться и привыкать даже к крови-кишкам. Читатели ОЭ тоже привыкли, тому этак к четвёртому. Мне кажется, что если в последней книге Кэртиана взорвётся так, что обломки долетят в соседние миры, то мы просто с облегчением закроем эту апупею и порадуемся, что это хоть как-то закончилось. Способность сопереживать постоянно убиваемым персонажам мы утратили. Спасибо, Вера Викторовна.
1. В большинстве своём это грамотный фандом с фиками, от которых не хочется плеваться. Пустая порода есть везде, однако здесь её гораздо меньше, чем, например, среди тысяч тонн фиков по ГП (уж простите, всё время буду сравнивать). В чём причина этого? Вероятно, в том, что ГП, как ни крути, книга массовая. Поэтому за фики по Поттериане берутся люди, которые иногда в силу возраста, неопытности или просто природной безграмотности ничего не смыслят в написании более-менее приличного текста. Доказательством тому можно считать фикбук и постоянно пополняющуюся перловку. Перловки по ОЭ я пока что не встречал. Хотя, к сожалению, в последнее время (да-да, я про новогодний подарочек) всё чаще возникает чувство, что канон — сам себе перловка. Итак, я делаю вывод, что ОЭшники в большинстве своём грамотные люди. Ибо тот, кто прочитал ГП, не обязательно будет являться поклонником фэнтези и не обязательно доберётся до ОЭ. Вообще узнает об их существовании. А интересующийся литературой человек, как правило, имеет и вкус, и здравый смысл. И поэтому у нас есть и Руки, и Роза ветров, и Ступени севера и ещё несколько фиков, которые я беспрекословно причисляю к шедеврам.
2. Нам всё трын-трава. Да, именно трын и именно трава . Потому что я раньше не предполагал, что автор может так относиться к своим читателям. Сначала я думал, что хай не всеобщий, потом выяснил, что большая часть фандома чувствует себя оплёванной (если нет, поправьте: я признаю, что, возможно, опрометчиво говорю за всех). После новогоднего спойлера я как филолог, автор собственного оригинального текста и логик по типу мышления был в шоке. Итак, что остаётся читателям, чувство гармонии которых попрано беспощадным образом? Литературоведы говорят, что для того, чтобы показать ужасы войны, Роулинг было необязательно убивать столько народу. А у неё счёт трупам идёт всего на несколько десятков. В ОЭ — на тысячи. Захват тьмой всего мира и полный неадекват? У Профессора ситуация была хуже и враг вполне материален, но отчего-то читая Властелина не хочется плеваться. Ни у Роулинг, ни у Толкиена нет смертей просто так, походя, — герои живут, они личности, их гибель трагедия, отдающаяся во всём созданном мире. А противопоставление их безликой толпе и вовсе немыслимо. Когда-то Леонида Андреева за Красный смех осмеяли люди, которые имели опыт боевых действий. Осмеяли именно за то, что он не учёл способность человеческой психики защищаться и привыкать даже к крови-кишкам. Читатели ОЭ тоже привыкли, тому этак к четвёртому. Мне кажется, что если в последней книге Кэртиана взорвётся так, что обломки долетят в соседние миры, то мы просто с облегчением закроем эту апупею и порадуемся, что это хоть как-то закончилось. Способность сопереживать постоянно убиваемым персонажам мы утратили. Спасибо, Вера Викторовна.
3. И, что вытекает из пункта 2, мне сдаётся, что это будет первый канон, который читатели стали переписывать (могу не знать об ином прецеденте). Кто-нибудь захотел переписать Гарри Поттера? Я не говорю о всевозможных поделках типа Тани Гроттер и Порри Гаттера (последнего внезапно чуть-чуть зауважал за эпиграфы к Розе ветров). И понимаю, что Снейп, конечно же, уполз, но это в фандоме. Кто-нибудь пытался переписать Поттериану не как фанфик? Боги, боги, фандом ОЭ дивен и чудесат, и его счастье, что канон написан на русском! Ибо несмотря на чудовищные несоответствия логики повествования и несоблюдения внутренней меры, Кэртиана не погибнет. Масштабные повествования двадцатого и двадцать первого века — это рассказы о Рагнарёке. Но Рагнарёк не является окончательным и бесповоротным концом мира, это его обновление через смерть всего отжившего, это гибель и разложение старой змеиной кожи. И если старую кожу пытаются уничтожить вместе со змеёй, то это вызывает интуитивное отторжение. Вообще ситуация в фандоме напоминает политическую ситуацию в России (что закономерно): над людьми издеваются, но есть предел восприимчивости.
4. Вернёмся к пункту 1. Начитанность предполагает расшифровку реминисценций, что мы успешно делаем. Знать бы ещё, реминисценция это, неумелая попытка апеллировать к классике или просто плагиат? Я никак не могу поверить, что четыре стихии, Основатели, один из которых противостоит остальным; герой, предназначенный для убийства и больше ни для чего не нужный; низкий, лживый, подлый метод воздействия, который я окрестил методом Дамблдора — Штанцлера; подозрительное совпадение характеров Люпина и блаженного Ро — это всё случайности. А растяпа и неумеха, сирота, воспитанный боевой бабулей, — это про кого?.. В строку пришёлся и Лев Николаевич, но здесь уже ничего не поделаешь, то война, то мир...
Так что же можно сказать о нашем фандоме? Там обитают люди, искушённые в литературе, грамотные и умеющие логически мыслить. Они понимают законы жанра и остро реагируют на их нарушения. Они прекрасно владеют смертоносным оружием сегодняшнего времени — иронией и сарказмом — и используют его беспощадно. А это значит, что канон (не конкретно этот, а как идея) перестал быть святым и неприкосновенным. Канон коряв? Ничего страшного. Обидно, конечно, что это так. Но наша задача — спасти полюбившийся мир, и я верю, что это будет сделано. Каков вывод? Заявление о смерти бога перестало быть актуальным. На очереди смерть автора.
П.С.: Прошу прощения за излишнюю эмоциональность и растекание мыслию по древу. Не претендую на истину в последней инстанции, буду рад конструктивной критике моей позиции.